Что нового у аудиторов: комитеты по аудиту ПАО и уточнения в части банковской тайны


04.09.2018


Минфин опубликовал на своем сайте в разделе “Документы” информационное сообщение от 7 августа 2018 года № ИС-аудит-24, из которого можно узнать о новой обязанности совета директоров ПАО – формировать комитет по аудиту. Это введено федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 209-ФЗ, которым внесены изменения в закон об АО. Новшество вступит в силу с 1 июля 2020 года.

Комитет по аудиту формируется для предварительного рассмотрения вопросов, связанных с контролем финансово-хозяйственной деятельности ПАО. Одним из основных направлений деятельности комитета является взаимодействие с внешним аудитором и систематическое наблюдение за его работой. Данная деятельность комитета призвана обеспечить уверенность акционеров ПАО в независимости и качестве аудита отчетности.

Комитет по аудиту должен в предварительном порядке рассматривать, в частности, следующие вопросы:

  • оценка независимости внешнего аудитора и отсутствия у него конфликта интересов
  • оценка качества аудита.

В соответствии с кодексом корпоративного управления, одобренным советом директоров Банка России 21 марта 2014 года, к основным задачам комитета по аудиту также относятся:

  • оценка кандидатов во внешние аудиторы общества, выработка предложений по назначению, переизбранию и отстранению внешних аудиторов общества, по оплате их услуг и условиям их привлечения;
  • надзор за проведением внешнего аудита;
  • обеспечение эффективного взаимодействия между подразделением внутреннего аудита и внешним аудитором;
  • разработка и контроль исполнения политики организации, определяющей принципы оказания и совмещения внешним аудитором услуг аудиторского и неаудиторского характера.

Исходя из новых норм закона об АО компетенция и порядок деятельности комитета по аудиту определяются внутренним документом организации. Такой документ утверждается советом директоров (наблюдательным советом) ПАО. Совет директоров (наблюдательный совет) ПАО также определяет количественный состав комитета по аудиту, назначает его председателя и членов, а также прекращает их полномочия.

Кодексом корпоративного управления рекомендовано формировать комитет по аудиту только из независимых директоров, причем, по крайней мере, один из членов комитета должен обладать опытом и знаниями в области подготовки, анализа, оценки и аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Последнее целесообразно публично раскрывать.

В качестве лучшей практики деятельности комитета по аудиту в кодексе корпоративного управления отмечено публичное раскрытие информации о подготовленной этим комитетом оценке аудиторских заключений.

В контексте МСА комитет по аудиту относится к лицам, отвечающим за корпоративное управление в ПАО. Стандарты аудиторской деятельности возлагают на аудитора ряд обязанностей по активному взаимодействию с комитетом по аудиту.

Также Минфин сообщил, что федзаконом от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ внесено изменение в закон «О банках и банковской деятельности», которым уточнено требование обеспечения аудиторскими организациями конфиденциальности сведений, составляющих банковскую тайну и полученных ими в процессе деятельности. Норма вступила в силу с 30 июля 2018 года.

В частности, установлено, что аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов:

  • полученные аудиторскими организациями при оказании аудиторских услуг (ранее это касалось сведений, полученных в ходе проверок);
  • предоставленные аудиторским организациям Банком России в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» (ранее такая норма отсутствовала).

Дополнен перечень случаев, в которых аудиторская организация вправе раскрыть третьим лицам банковскую тайну, случаем, когда такие сведения получены от Банка России, и аудиторская организация имеет предварительное согласие в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, на указанное раскрытие.

Неправомерное разглашение банковской тайны может повлечь уголовную (например, статья 183 УК) или административную ответственность (например, статья 13.14 КоАП).